В последнее время была принято много законодательных актов, которые внесли существенные изменения в природоохранное законодательство. Было утверждено, изменено или отменено большое количество документов, методик, отчетов, порядков и т.д., являющихся определяющими в области охраны окружающей среды.
Курс нацелен на освещение последних актуальных изменений в нормативно-правовом регулировании сферы охраны окружающей среды, а также на конструктивный диалог между представителями государства и бизнеса по вопросам природоохранной деятельности предприятий и организаций.
В качестве спикеров приглашены лучшие эксперты Министерства природных ресурсов, Росприроднадзора и Роспотребнадзора, представители компаний-природопользователей и действующие юристы. В режиме реального времени они ответят на вопросы слушателей. Также все участники могут заранее подготовить и прислать свои вопросы для освещения их в рамках мероприятия.
Слушатели, успешно завершившие обучение, смогут правильно использовать нормативно- правовые документы и качественно решать следующие задачи:
• разрабатывать природоохранную документацию предприятия;
• составлять ежегодную отчетность и Декларацию о плате за НВОС;
• осуществлять производственный экологический контроль;
• представлять предприятие и защищать его интересы при проведении проверок органами государственного экологического надзора.
1. Изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Изменения, внесенные в Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» и «О проведении эксперимента по квотированию выбросов …». Новые гигиенические нормативы, вступившие в силу с 1 марта 2021 года. Особенности расчета среднесуточных концентраций. Новые санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха на территории городских и сельских поселений. Перечень веществ, подлежащих государственному регулированию в выбросах. Методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Новый порядок инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ. Разрешенные методики расчета выбросов. Порядок установления временно разрешенных выбросов для объектов II и III категорий. Приказ Минприроды России от 11.08.2020 №581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Парниковые газы. Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов».
2. Законодательство об установлении санитарно-защитных зон и использовании земельных участков, расположенных в их границах. Требования ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Требования 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты». Требования Земельного кодекса РФ. Требования СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Требования СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…». Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» по состоянию на 12.05.2021.
3. Новое в водоохранном законодательстве. Новые Правила охраны поверхностных водных объектов. Государственный водный реестр. Подготовка и заключение договоров водопользования. Подготовка и принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества. Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей.
4. Новое в области государственного регулирования в сфере обращения с отходами. Новые требования к документации при нормировании и отчетности при обращении с отходами производства с учетом категорийности объектов. Новый порядок паспортизации отходов. Новые требования к учету при обращении с отходами. Новое в лицензировании по обращению с отходами. Введение с 01 марта 2022 г. новой стратегии обращения с отходами I-II классов опасности. Государственный кадастр отходов (ФККО, ГРОРО). Новый порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности. Новый порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
5. Государственное регулирование в области обращения с товарами (продукцией), подлежащими утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Новая редакция Перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Декларирование товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации. Нормативы утилизации отходов от использования товаров. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов. Порядок взимания экологического сбора.
6. Организация производственного экологического контроля (ПЭК) на предприятии. Содержание программы ПЭК. Программа создания автоматических систем контроля выбросов и сбросов на объектах I категории. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК. Производственный экологический контроль с учетом категорийности объекта. Сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК. Формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Порядок и сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
7. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Совершенствование нормативных актов, регулирующих изменения в правилах исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ставки платы за НВОС. Дополнительные коэффициенты, применяемые при исчислении платы. О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду. Новый порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Актуальные вопросы при оформлении Декларации о плате за НВОС.
8. Наилучшие доступные технологии. Подход к внедрению НДТ на объектах первой категории. Технологические нормативы выбросов и сбросов. Принципы выбора наилучших доступных технологий (НДТ). Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.
9. Организация природоохранной деятельности предприятия. Должностные обязанности, требования, предъявляемые к квалификации эколога. Права и ответственность. Отчетность, предоставляемая хозяйствующими субъектами. «Личный кабинет природопользователя».
10. Государственный экологический надзор. Реформа контрольно-надзорной деятельности. Федеральный закон от 21.07.2020 г. № 248-ФЗ. Риск-ориентированный подход при организации государственного экологического надзора. Плановые и внеплановые проверки, документарные и выездные проверки, а также выездное обследование и инспекторский визит. Порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки. Порядок оформления результатов проверки. Акт проверки.
11. Административная ответственность за экологические правонарушения. Административное правонарушение и административная ответственность. Возбуждение и производство по делам об административных правонарушениях. Изменения, внесённые в Кодекс об административных правонарушениях. Право предприятия на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Нарушение порядка привлечения предприятия к административной ответственности. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
12. Итоговая аттестация. Итоговой контроль освоения программы слушателем в форме письменного тестирования.
Всем участникам выдается Удостоверение установленного образца о повышении квалификации (24 часа)
В списке методической литературы возможны изменения.
Согласно действующему законодательству в области образования обучение по программам повышения квалификации/профессиональной переподготовки с выдачей удостоверения/диплома могут проходить слушатели, имеющие или получающее высшее и (или) среднее профессиональное образование. В случае отсутствия указанных уровней образования слушатель может пройти обучение (принять участие в семинаре) по программе, по окончании которой будет выдан сертификат об участии в семинаре.
Обучение проводится на основании договора, который направляется слушателю после получения заявки на участие в обучении.
Возможность услышать специалистов, занимающихся разработкой нормативных актов в сфере ООС- самое главное, что я хотела услышать. И вы удовлетворили мое желание!
Галиахметова С.Я.
Организация: АО «Южно-Уральский Специализированный Центр Утилизации»
Занятия очень информативны. Высокая организация проведения курсов! Спасибо!
Тузова Светлана Валерьевна
Организация: АО «Гипрогазцентр»
Доходчивая, интересная и очень нужная информация как для сотрудников компаний, так и для разработчиков. Замечательно. Все, что меня интересовало, я узнала!
Яскевич Эльвира Иннокентьевна
Организация: ООО «Экосфера»
Прекрасная организация, информативные лекции, докладчики специалисты своего дела. Отличная организация, только приятные впечатления.
ООО «РН — Бурение»
Чувашева Екатерина Константиновна
Программа обучения разработана для подготовки и повышения квалификации экологов-аудиторов. На курсе рассматриваются законодательные основы экологического аудита, нормативно-правовое и документарное обеспечение природоохранной деятельности предприятия, подробно изучаются методы проведения экологического аудита. По окончании курса все участники обучения смогут проводить внутренний экологический аудит предприятия, а также участвовать в проведении внутренних и внешних экоаудиторских проверок.
Курс посвящен вопросам ведения природоохранной документации, составлению отчетности, расчёту и внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также организации ПЭК с учётом последних изменений в законодательстве РФ. Особое внимание акцентировано на прохождение предприятием проверок органами государственного экологического надзора — рассматриваются вопросы, касающиеся действий эколога при проведении контрольных мероприятий.
В рамках обучения рассматриваются вопросы охраны атмосферного воздуха, обращения с опасными отходами, водопользования и водоотведения, а также ведения отчётности, внесения платы и организации производственного экологического контроля. Особое внимание уделяется рассмотрению требований органов государственного экологического надзора при проверке предприятия и вопросам административной ответственности организаций при нарушении природоохранного законодательства.