На основании ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
Программа обучения разработана в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 15.10.2021 N 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности» (вступил в силу 01.09.2022).
На основании профессионального стандарта «Работник в области обращения с отходами», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты 27 октября 2020 г. N 751н, рекомендовано прохождение повышения квалификации не реже одного раза в три года.
Также данное обучение можно пройти в дистанционном формате. Посмотреть страницу дистанционного курса «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности».
Занятия проводят ведущие специалисты Российской Федерации в области охраны окружающей среды, эксперты органов надзора, опытные разработчики природоохранной документации, практикующие экологи и экологи-аудиторы, а также ведущие специалисты группы компаний «Интеграл».
По окончании обучения слушатели курса смогут:
• осуществлять выявление отходов и их классификацию по основным классификационным признакам;
• осуществлять отнесение отходов к конкретным классам опасности;
• осуществлять паспортизацию отходов I–IV классов опасности;
• организовывать процедуру учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
• работать с Государственным кадастром отходов;
• организовывать предоставление отчетности в области обращения с отходами;
• определять нормативы образования отходов, осуществлять подготовку отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
• осуществлять производственный экологический контроль;
• исчислять размер вреда окружающей среде.
1. Основы законодательства в области обращения с отходами. Федеральное законодательство в области обращения с отходами. Законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Международные обязательства Российской Федерации в области регулирования деятельности по обращению с отходами.
2. Субъекты права Российской Федерации (регулирования и хозяйствования) в сфере обращения с отходами. Структура и полномочия органов власти, осуществляющих регулирование в области обращения с отходами. Основные требования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.
3. Классификация и паспортизация отходов. Инвентаризация отходов. Классификация отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспортизация отходов.
4. Учет в области обращения с отходами. Общая характеристика системы учета в области обращения с отходами. Государственный кадастр отходов: Федеральный классификационный каталог отходов, Государственный реестр объектов размещения отходов, Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Предоставление отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в том числе для федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами.
5. Нормирование в области обращения с отходами. Нормирование качества окружающей среды и воздействия на нее. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов. Схема операционного движения отходов. Сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов. Практический опыт разработки и согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Применение современного программного обеспечения серии «Эколог» для разработки проектной документации в области обращения с опасными отходами.
6. Производственный экологический контроль и государственный надзор в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного экологического контроля. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля.
7. Разработка мероприятий в области охраны окружающей среды при обращении с отходами. Виды природоохранных мероприятий при обращении с отходами. Разработка мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду при обращении с отходами.
8. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров. Оценка вреда окружающей среде при обращении с отходами и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности. Лицензионные требования при выдаче лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Процедура лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
10. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, за исключением твердых коммунальных отходов. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
11. Нормативно-правовое обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в РФ.
• Организация обращения с отходами на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Территориальные схемы и региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО. Разработка территориальных схем обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с ТКО.
• Проектирование и строительство объектов размещения отходов. Обоснование и расчёты для проектирования объектов размещения ТКО. Прохождение ГЭЭ и ГГЭ для объектов обращения с ТКО. Экотехнопарки.
• Международный опыт раздельного накопления и переработки отходов.
12. Обеспечение населения информацией в области обращения с отходами. Экологическое просвещение.
13. Итоговый контроль (аттестация). Итоговой контроль освоения программы слушателем в форме письменного тестирования.
Всем участникам выдаётся Удостоверение о повышении квалификации установленного образца (38 часов).
В списке методической литературы возможны изменения.
Согласно действующему законодательству в области образования обучение по программам повышения квалификации/профессиональной переподготовки с выдачей удостоверения/диплома могут проходить слушатели, имеющие или получающее высшее и (или) среднее профессиональное образование. В случае отсутствия указанных уровней образования слушатель может пройти обучение (принять участие в семинаре) по программе, по окончании которой будет выдан сертификат об участии в семинаре.
Обучение проводится на основании договора, который направляется слушателю после получения заявки на участие в обучении.
Обучение проводится согласно п.1 ст.15 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности».
Курс нацелен на освещение последних актуальных изменений в нормативно-правовом регулировании сферы охраны окружающей среды, а также на конструктивный диалог между представителями государства и бизнеса по вопросам природоохранной деятельности предприятий и организаций.
В рамках курса подробно рассматривается новая система обращения с отходами, правовые отношения между МСУ, регоператором и образователями отходов, новые правила организации мест накопления ТКО, новые формы учета и отчетности, а также порядок расчета платы за НВОС. Особое внимание уделяется вопросам обоснования решений, принимаемых в терсхемах обращения с отходами, по проектированию и строительству новых объектов и установлению нормативов и тарифов.