На основании ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I — IV классов опасности.
Программа обучения разработана в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 15.10.2021 N 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности» (вступил в силу 01.09.2022).
На основании профессионального стандарта «Работник в области обращения с отходами», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты 27 октября 2020 г. N 751н, рекомендовано прохождение повышения квалификации не реже одного раза в три года.
Также данное обучение можно пройти в дистанционном формате. Посмотреть страницу дистанционного курса «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности».
Занятия проводят ведущие специалисты Российской Федерации в области охраны окружающей среды, эксперты органов надзора, опытные разработчики природоохранной документации, практикующие экологи и экологи-аудиторы, а также ведущие специалисты группы компаний «Интеграл».
По окончании обучения слушатели курса смогут:
1. Основы законодательства в области обращения с отходами. Федеральное законодательство в области обращения с отходами. Законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Международные обязательства Российской Федерации в области регулирования деятельности по обращению с отходами.
2. Изменения природоохранного законодательства в области обращения с отходами. Новое в исчислении экологического сбора: базовая ставка экосбора, коэффициент. Новеллы импорта с 2026 г., эксперимент (2024-2026 гг.). Новые обязательства для работ по утилизации, обработки и обезвреживания обязательные к исполнению до 01.01.2027 г. Изменения в требованиях, предъявляемых к нормативам образования отходов и лимитам на их размещение (НООЛР). Изменения в проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров. Лицензии на отходы. Новые обязательства для работ по утилизации, обработки и обезвреживания. Изменения в ведении учета движения отходов по новой форме.
3. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров. РОП. Общая характеристика регулирования в области обращения с отходами от использования товаров. РОП: новые понятия, перечень отходов от товаров, подлежащих утилизации в рамках РОП. перенос ответственности за утилизацию упаковки, оборонная продукция, самостоятельная форма утилизации, конвертер РОП. Новые требования по экологической отчетности (ЕФГИС УОИТ, экспорт, импортеры, производители и утилизаторы). Новеллы импорта с 2026 г., эксперимент (2024-2026 гг.). Новое в исчислении экологического сбора: базовая ставка экосбора, коэффициент.
4.Вторичные ресурсы, вторичное сырье, побочный продукт, побочный продукт животноводства, особенности обращения с ломом черных и цветных металлов.
5. Утилизатор, Реестр утилизаторов, отчетность, договоры утилизации, акт. Реестр утилизаторов: порядок его формирования, требования к утилизаторам реестра. Порядок и форма представления отчетности и сведений утилизаторами, порядок ведения учета отходов от использования товаров, полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции). Договоры на обеспечение утилизации отходов от использования товаров, упаковки, акт утилизации.
6. Отходы I-II классов опасности (ОПВК): Отходы I-II классов опасности, ФГИС ОПВК, федеральный оператор и договор с ним, когда договор с ФЭО необязателен, тариф на услуги ФЭО. Особенности транспортирования ОПВК (опасные грузы и опасные отходы). ОПВК от населения: кто вправе организовывать сбор ОПВК от населения, медучреждений, обязательность договора с ФЭО при таком сборе. ОПВК от населения и медучреждений.
7. Классификация и паспортизация отходов. Инвентаризация отходов. Классификация отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспортизация отходов. Подготовка пакета документов для подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретным классам опасности отходов, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов.
8. Учет в области обращения с отходами. Общая характеристика системы учета в области обращения с отходами. Государственный кадастр отходов: Федеральный классификационный каталог отходов, Государственный реестр объектов размещения отходов, Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Предоставление отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в том числе для федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами.
9. Нормирование в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР). Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов. Схема операционного движения отходов. Сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов. Практический опыт разработки и согласования НООЛР.
10. Применение современного программного обеспечения серии «Эколог» для разработки проектной документации в области обращения с опасными отходами. Работа в программе «Отходы», расчет образования отходов по удельным показателям, по методикам расчет образования отходов. Внепрограммные методы расчета образования отходов. Принципы работы с программой «Расчет класса опасности».
11. Производственный экологический контроль (ПЭК) и государственный надзор в области обращения с отходами. Порядок осуществления ПЭК. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении государственного контроля.
12. Разработка мероприятий в области охраны окружающей среды при обращении с отходами. Виды природоохранных мероприятий при обращении с отходами.
13. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров. Оценка вреда окружающей среде при обращении с отходами и ответственность за нарушения законодательства.
14. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности. Лицензионные требования и процедура лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Переоформление лицензии. Процедура периодического лицензионного подтверждения соответствия лицензионным требованиям. Лицензия на обращение с отходами: виды деятельности и виды работ, когда лицензия не требуется. Лицензионные требования и формы оценки соблюдения лицензионных требований, предоставление лицензий и внесение изменений в Реестр лицензий. Новые обязательства для работ по утилизации, обработки и обезвреживания обязательные к исполнению до 01.01.2027 г.
15. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов.
16. Нормативно-правовое обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в РФ. Организация обращения с отходами на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Территориальные схемы и региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО. Разработка территориальных схем обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с ТКО.
Проектирование и строительство объектов размещения отходов. Обоснование и расчёты для проектирования объектов размещения ТКО. Прохождение ГЭЭ и ГГЭ для объектов обращения с ТКО.
17. Обеспечение населения информацией в области обращения с отходами. Экологическое просвещение.
18. Итоговый контроль (аттестация). Итоговой контроль освоения программы слушателем в форме письменного тестирования
Всем участникам выдаётся Удостоверение о повышении квалификации установленного образца (38 часов). Сведения об удостоверении вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации» (ФИС ФРДО).
Сорокин Н.Д., Калинина О.В. Государственное регулирование в области обращения с отходами, ИПК «Интеграл», 2024, выпуск №7 .
Сорокин Н.Д., Калинина О.В. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров, ИПК «Интеграл», 2024, выпуск №8.
В списке методической литературы возможны изменения.
Согласно действующему законодательству в области образования обучение по программам повышения квалификации/профессиональной переподготовки с выдачей удостоверения/диплома могут проходить слушатели, имеющие или получающее высшее и (или) среднее профессиональное образование. В случае отсутствия указанных уровней образования слушатель может пройти обучение (принять участие в семинаре) по программе, по окончании которой будет выдан сертификат об участии в семинаре.
Обучение проводится на основании договора, который направляется слушателю после получения заявки на участие в обучении.
Обучение проводится согласно п.1 ст.15 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I — IV классов опасности».
Курс нацелен на освещение последних актуальных изменений в нормативно-правовом регулировании сферы охраны окружающей среды, а также на конструктивный диалог между представителями государства и бизнеса по вопросам природоохранной деятельности предприятий и организаций.
На курсе подробно рассматривается понятие рекультивации земель, её этапы и направления. Проводится классификация существующих методов и технологий рекультивации, а также разбираются основные требования к проведению проектных работ в этой сфере.