Дистанционный курс состоит из видео-лекций. Дистанционное обучение проводится на www.sdo.ipk-integral.ru. На период обучения (10 дней) участник получает доступ ко всем материалам курса и может просматривать их в удобное время. Для получения доступа к курсу необходимо подать заявку и после получения договора и счета произвести оплату.
На нашем сайте дистанционного обучения www.sdo.ipk-integral.ru в разделе «Справка» можно ознакомиться с видео-роликами о том, как проходит онлайн обучение.
Обучение проводится согласно п.1 ст.15 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности».
Программа обучения разработана в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 15.10.2021 N 755 «Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности» (вступил в силу с 01.09.2022).
На основании профессионального стандарта «Работник в области обращения с отходами», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты 27 октября 2020 г. N 751н, рекомендовано прохождение повышения квалификации не реже одного раза в три года.
Также данное обучение можно пройти в очном формате. Посмотреть страницу очного курса «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности».
Занятия проводят ведущие специалисты Российской Федерации в области охраны окружающей среды, эксперты органов надзора, опытные разработчики природоохранной документации, практикующие экологи и экологи-аудиторы, а также ведущие специалисты группы компаний «Интеграл».
По окончании обучения слушатели курса смогут:
• организовать систему обращения с отходами производства и потребления в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;
• осуществлять выявление (инвентаризацию) отходов и их классификацию по основным классификационным признакам;
• осуществлять отнесение отходов к конкретным классам опасности;
• осуществлять паспортизацию отходов I–IV классов опасности;
• определить основные методы и способы сбора, обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства;
• определить основные методы и способы сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;
• организовать и подготовить транспортирование отходов в соответствии с требованиями законодательства;
• организовывать процедуру учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
• работать с Государственным кадастром отходов;
• осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности;
• организовывать предоставление отчетности в области обращения с отходами;
• осуществлять производственный экологический контроль;
• рассчитывать и вносить плату за НВОС в области обращения с опасными отходами;
• разрабатывать программу природоохранных мероприятий при обращении с отходами;
• подготавливать документацию для процедуры лицензирования и переоформления лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
• определять порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
• исчислять размер вреда окружающей среде.
Раздел 1. Основы законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
1.1. Федеральное законодательство в области обращения с отходами. Положения Конституции Российской Федерации. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Положения смежного законодательства. Законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
1.2. Изменения законодательства в области обращения с отходами. Изменения федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов в 2022 – 2025 гг. «Регуляторная гильотина» в отношении подзаконных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами.
Раздел 2. Субъекты права Российской Федерации (регулирования и хозяйствования) в сфере обращения с отходами.
2.1. Структура и полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование в сфере обращения с отходами. Полномочия органов местного самоуправления. Структура и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование в области обращения с отходами. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Основные требования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами.
Раздел 3. Экологическое просвещение.
3.1. Обеспечение населения информацией в области обращения с отходами. Экологическое просвещение. Роль органов местного самоуправления.
Раздел 4. Классификация и паспортизация отходов.
4.1. Классификация отходов по степени их негативного воздействия на окружающую среду. Определение класса опасности отходов по степени опасности отхода для окружающей среды. Отнесение отходов к отходам I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
4.2. Паспортизация отходов. Подготовка пакета документов для подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретным классам опасности отходов, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Составление паспорта отхода.
Раздел 5. Учет и контроль в области обращения с отходами.
5.1. Общая характеристика системы учета в области обращения с отходами. Государственный учет в области обращения с отходами. Учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
5.2. Государственный кадастр отходов. Порядок ведения Государственного кадастра отходов. Федеральный классификационный каталог отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов. Банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
5.3. Ведение учета движения отходов по новой форме: как сделать журнал за 2024 год без нарушений и вести учет в 2025 году.
5.4. Предоставление отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, в том числе для федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами. Виды отчетности в области обращения с отходами. Порядок предоставления и хранения отчетности в области обращения с отходами. Порядок ведения статистического учета в области обращения с отходами (2-ТП отходы).
Раздел 6. Нормирование в области обращения с отходами.
6.1. Нормирование в области обращения с отходами (НООЛР) в рамках Комплексного экологического разрешения (разбор Заявки).
6.2. Нормирование в области обращения с отходами (НООЛР) в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (разбор декларации и форма).
6.3. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (рассмотрение методики).
6.4. Практический опыт разработки и согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
6.5. Работа в программном обеспечении серии Эколог в области обращения с отходами.
Раздел 7. Производственный экологический контроль, плата за НВОС и государственный экологический контроль (надзор).
7.1. Порядок осуществления производственного экологического контроля. Разработка программы производственного экологического контроля. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
7.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исчисления и сроки внесения платы. Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
7.3. Защита прав природопользователей. Как защитить себя при проверках. Подготовка предприятия в части осуществления государственного экологического надзора. Действия эколога и руководителя.
7.4. Оценка вреда окружающей среде и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Методики исчисления размера вреда окружающей среде. Виды ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Раздел 8. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами.
8.1. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров. РОП. Общая характеристика регулирования в области обращения с отходами от использования товаров. РОП: новые понятия, перечень отходов от товаров, подлежащих утилизации в рамках РОП. перенос ответственности за утилизацию упаковки, оборонная продукция, самостоятельная форма утилизации, конвертер РОП. Новые требования по экологической отчетности (ЕФГИС УОИТ, экспорт, импортеры, производители и утилизаторы). Переходный период 2023-2024 гг.
8.2. Расширенная ответственность производителя (РОП). Определение объема ответственности субъектов РОП (когда и за что несут ответственность производители, импортеры), Правила подтверждения экспорта товаров РОП, понижающий коэффициент. Новеллы импорта с 2026 г., эксперимент (2024-2026 гг.). Новое в исчислении экологического сбора: базовая ставка экосбора, коэффициент.
8.3. Утилизатор, Реестр утилизаторов, отчетность, договоры утилизации, акт.
Реестр утилизаторов: порядок его формирования, требования к утилизаторам реестра. Порядок и форма представления отчетности и сведений утилизаторами, порядок ведения учета отходов от использования товаров, полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции). Договоры на обеспечение утилизации отходов от использования товаров, упаковки, акт утилизации.
8.4. Вторичные ресурсы, вторичное сырье, побочный продукт, побочный продукт животноводства, особенности обращения с ломом черных и цветных металлов.
8.5. Отходы I-II классов опасности (ОПВК): Отходы I-II классов опасности, ФГИС ОПВК, федеральный оператор и договор с ним, когда договор с ФЭО необязателен, тариф на услуги ФЭО. Особенности транспортирования ОПВК (опасные грузы и опасные отходы). ОПВК от населения: кто вправе организовывать сбор ОПВК от населения, медучреждений, обязательность договора с ФЭО при таком сборе. ОПВК от населения и медучреждений.
Раздел 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
9.1. Лицензионные требования при выдаче и переоформлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, лицензиатам для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Переоформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
9.2. Лицензии на отходы. Процедура периодического лицензионного подтверждения соответствия лицензионным требованиям. Лицензия на обращение с отходами: виды деятельности и виды работ, когда лицензия не требуется. Лицензионные требования и формы оценки соблюдения лицензионных требований, предоставление лицензий и внесение изменений в Реестр лицензий. Новые обязательства для работ по утилизации, обработки и обезвреживания обязательные к исполнению до 01.01.2027 г. (Закон №451-ФЗ от 04.08.2023 г.). Грубые нарушения лицензионных требований и последствия
Закон №170-ФЗ о внесении изменений в ст.19.3 Закона №99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности: формы оценки соблюдения лицензиата лицензионным требованиям, первичное подтверждение соответствия и переходный период для компаний, получивших лицензию до 01.09.2024 г. Процедура прохождения подтверждения, сроки и последствия.
Раздел 10. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
10.1. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Технологии обращения с отходами I и II классов опасности.
10.2. Учебный фильм: Переработка и утилизация опасных отходов.
10.3. Переработка шин, ЗШО и других видов отходов.
10.4. Учебный фильм: Переработка шин.
10.5. Переработка бумаги. Переработка пластика и электронных отходов. Переработка стекла.
10.6. Учебный фильм: Переработка пластика.
10.7. Учебный фильм: Переработка стекла.
10.8. Утилизация осадков сточных вод.
10.9. Технологии сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения и захоронения твердых коммунальных отходов. Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты.
10.10 Отходы в офисе. Практика реализации проектов «Зелёный офис» на территориях некоммерческих, коммерческих и государственных организаций.
10.11 Государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, используемых в сфере обращения с отходами.
Раздел 11. Разработка мероприятий области охраны окружающей среды при обращении с отходами.
11.1. Виды природоохранных мероприятий при обращении с отходами. Виды природоохранных мероприятий при обращении с отходами. Виды мероприятий, направленных на соблюдение требований по предупреждению аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами.
Раздел 12. Нормативно-правовая и методическая литература.
Раздел 13. Итоговое тестирование.
Всем участникам выдаётся Удостоверение о повышении квалификации установленного образца (38 часов). Сведения об удостоверении вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации» (ФИС ФРДО).
Сорокин Н.Д., Калинина О.В. Государственное регулирование в области обращения с отходами, ИПК «Интеграл», 2024, выпуск №7 .
Сорокин Н.Д., Калинина О.В. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров, ИПК «Интеграл», 2024, выпуск №8.
В списке методической литературы возможны изменения.
Согласно действующему законодательству в области образования обучение по программам повышения квалификации/профессиональной переподготовки с выдачей удостоверения/диплома могут проходить слушатели, имеющие или получающее высшее и (или) среднее профессиональное образование. В случае отсутствия указанных уровней образования слушатель может пройти обучение (принять участие в семинаре) по программе, по окончании которой будет выдан сертификат об участии в семинаре.
Обучение проводится на основании договора, который направляется слушателю после получения заявки на участие в обучении.
На нашем сайте дистанционного обучения www.sdo.ipk-integral.ru в разделе «Справка» можно ознакомиться с видео-роликами, о том как проходит онлайн обучение.
Спасибо большое за курс! Отличные педагоги! Было бы здорово, если бы материалы можно было сохранять обучившимся.
Рванцова А.В.
ФГБУ Национальный парк «Командорские острова»
Спасибо за курс! Весь материал доступный, интересный, красочный! Легко обучаться!
Достовалова А.
Курс очень понравился. Очень широко охвачена тема по обращению с отходами, экологии. Много материала, замечательные учебные фильмы, замечательные лекторы. Немного не хватило ведения лекций своими словами, не читкой пунктов из федеральных законов и хотелось бы побольше примеров из практики.
Кожухова Е.
Благодарю за возможность прохождения данного курса! Большой и нужный объем информации, что позволило более полно раскрыть темы программы. Нет лишней воды. Отдельное спасибо организаторам курса, которые позволили мне продлить просмотр видео-записей, в связи с отсутствием возможности пройти в отведенное время.
Кимуржи О.
Все материалы в доступной форме. Наполненность лекций поражает, все преподаватели объясняют доступным языком. Всегда можно задать интересующие вопросы. Спасибо большое за курс!
Салихова В.С.
ФБУ Ульяновский ЦСМ
На курсе подробно рассматривается понятие рекультивации земель, её этапы и направления. Проводится классификация существующих методов и технологий рекультивации, а также разбираются основные требования к проведению проектных работ в этой сфере.
На семинаре рассматриваются законодательные требования к разработке и согласованию нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР). В программу обучения включены также практические занятия с использованием специализированного программного обеспечения для разработки проектной документации в области обращения с отходами.
Курс нацелен на освещение последних актуальных изменений в нормативно-правовом регулировании сферы охраны окружающей среды, а также на конструктивный диалог между представителями государства и бизнеса по вопросам природоохранной деятельности предприятий и организаций.