ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ
0
Выбрано курсов:
0
Стоимость:
0 ₽

Подарок крупному бизнесу от Минприроды России

40c4f991a2fe2a0a8c3dee028f6cdf8b
1 января 2019 года нормативы допустимых выбросов должны рассчитываться на объектах НВОС I и III категорий только для веществ I и II классов опасности. Перечень веществ, которые не будут нормироваться. К каким последствиям это может привести.

Нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р1. В 2019 году вводится расчет нормативов допустимых выбросов исключительно для веществ I и II классов опасности, выбрасываемых в атмосферный воздух на объектах НВОС I и III категорий. При этом Минприроды России подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения снижения загрязнения атмосферного воздуха», который распространяет расчет нормативов допустимых выбросов веществ I и II классов опасности и на объекты II категории.

Возникает вопрос: как проводить расчет допустимых выбросов, если порядок использования классов опасности вредных (загрязняющих) веществ нормативными правовыми актами не определен. Также не определен и порядок расчета нормативов допустимых выбросов. При этом Минприроды России на портале правовой информации (regulation.gov.ru) разместило проект приказа «Об утверждении методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух», однако методы определения и порядок расчета – это разные вещи.

Класс опасности и предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ неразрывно связаны друг с другом гигиеническими нормативами. Под ПДК понимается такая максимальная концентрация химических элементов и их соединений в атмосферном воздухе, которая при влиянии на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений. Различают ПДКМР – максимальная разовая концентрация вещества, не влияющая на живые организмы в течение 20–30 минут, и ПДКСС – среднесуточная концентрация, не оказывающая отрицательного воздействия на живые организмы в течение неопределенно долгого периода. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений и их классы опасности утверждены ГН 2.1.6.3492-172.

Каковы последствия инноваций

  1. Из нормирования выводится основная масса веществ, с выбросами которых связаны жалобы населения.
  2. Плата за НВОС для крупных хозяйствующих субъектов сокращается до минимума, поскольку основная масса выбрасываемых загрязняющих веществ не нормируется, а следовательно, плата за выбросы для них идет в пределах норматива.
  3. Откладывается на неопределенный срок внедрение сводных расчетов, которое Минприроды России обязано инициировать во исполнение поручений Президента РФ по итогам заседания Госсовета 27.12.2016 и Указов Президента РФ от 19.04.2017 № 1764 и от 07.05.2018 № 2045.Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха – это способ расчета приземных концентраций загрязняющих веществ по данным об их выбросах, в которых используется информация о выбросах всех стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы, расположенных на территории населенного пункта. Все вещества, которые выбрасывает автотранспорт, для стационарных источников будут выведены из нормирования. В силу этого сводные расчеты проводить будет невозможно.
  4. Также невозможно будет проверить результаты нормирования, поскольку почти все вещества, определяемые методами инструментального мониторинга, выводятся из нормирования.
  5. Фон по данным натурных наблюдений, предоставляемый территориальными органами Росгидромета, перестает быть нужным разработчикам проектной документации.

Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.6.1032-013, предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением ПДКМР. Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обе-
спечивается соблюдением ПДКСС. Класс опасности вредных веществ – условная величина, предназначенная для упрощенной классификации потенциально опасных веществ. Признаки определения класса опасности вредных веществ установлены ГОСТ 12.1.007-766, согласно которому:

  • I класс опасности – вещества чрезвычайно опасные с ПДК менее 0,1 мг/м3;
  • II класс опасности – вещества высоко опасные с ПДК 0,1–1 мг/м3;
  • III класс опасности – вещества умеренно опасные с ПДК 1,1–10 мг/м3;
  • IV класс опасности – вещества малоопасные с ПДК более 10 мг/м3.

Для веществ, для которых определены ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), класс опасности не установлен. Класс опасности для каждого вещества, для которого установлены гигиенические нормативы, приведен в ГН 2.1.6.3492-17.

Уровень воздействия не зависит от класса опасности веществ и определяется содержанием загрязняющего вещества в воздухе и его ПДК.

Таким образом, классы опасности вредных веществ это, в отличие от ПДК, условная величина, которая, по мнению автора, не может быть использована для задач государственного регулирования. Допустим, что в атмосферном воздухе содержание диоксида азота (III класс опасности) и озона (I класс опасности) превосходят ПДКСС. В этом случае оба вещества оказывают отрицательное воздействие на живые организмы, несмотря на то что классы опасности у них разные. Таким образом, уровень воздействия не зависит от класса опасности веществ, а определяется содержанием загрязняющего вещества в атмосферном воздухе и его ПДК.

Анализ Перечня загрязняющих веществ, утвержденного распоряжением № 1316-р, с использованием ГН 2.1.6.3492-17 показывает, что загрязняющие вещества атмосферного воздуха по классам опасности распределяются следующим образом:

  • 29 веществ – I класса опасности;
  • 67 веществ – II класса опасности;
  • 41 вещество – III класса опасности;
  • 29 веществ – IV класса опасности;
  • 13 веществ, для которых класс опасности не установлен.

С 1 января должны нормироваться 96 веществ I и II классов опасности и не должны нормироваться 70 веществ III и IV классов опасности. Список  00. Анализ перечня показывает, что с 1 января 2019 года не должны нормироваться почти все вещества, определяемые методами инструментального мониторинга качества атмосферного воздуха, в их числе азота оксид и диоксид, серы диоксид, углерода оксид, взвешенные вещества и др.

Также не должны нормироваться основные пахучие вещества, такие как аммиак (запах аммиачный), этилмеркаптан (запах гнилой капусты), ацетон (сладкий запах фруктов), кислота валериановая (запах пота), кислота уксусная (запах уксуса) и другие.