ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ
0
Выбрано курсов:
0
Стоимость:
0 ₽

О нормативах накопления ТКО

Начиная с 2016 г. и по настоящее время во всех субъектах РФ проводится утверждение норм накопления ТКО. Нормативы, утвержденные в 2016 г., корректируются в связи с изменением нормативно-правовой базы и корректировкой территориальных схем обращения с отходами. В регионах по-разному подошли к решению данного вопроса.

В некоторых субъектах РФ нормативы накопления ТКО утверждались на весь регион (Ленинградская, Волгоградская и Сахалинская области, республика Карелия, Хабаровский и Камчатский края и др.); другие устанавливали в каждом муниципальном образовании свои нормативы (Калининградская и Пензенская области, Краснодарский край и др. [1–86]). В г. Москве пока действуют нормативы, утвержденные в 2008 г. [77].

В 10 регионах (Ненецкий автономный округ, республики Коми, Ингушетия, Тверская, Орловская, Липецкая, Самарская области, Ставропольский, Алтайский края, Карачаево-Черкесская республика) нормативы утверждены только в части объемов ТКО. В Оренбургской области – только в части массы ТКО.

В большинстве регионов отдельно выделяется норматив накопления для благоустроенных домов и индивидуальных жилых. В некоторых (например, в Тюменской и Кемеровской областях) норматив единый на весь жилой фонд. Для расчета среднего значения норматива накопления ТКО бралось среднее арифметическое из имеющихся утвержденных нормативов по благоустроенному и индивидуальному жилым фондам. В случае если норматив в жилом фонде утвержден на 1 м3 (Нижегородская и Тюменская области), перерасчет производился исходя из утвержденной нормы квадратных метров на одного проживающего.

В результате обработки данных по девяти федеральным округам РФ были получены средние значения нормативов накопления ТКО по округу и средние значение нормативов накопления ТКО по РФ (табл. 1). Как видно из этих данных, наибольшее значение (выше среднего по РФ) норматива накопления ТКО по массе наблюдается в Центральном, Южном, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах. Наибольшее значение (выше среднего по РФ) норматива накопления ТКО по объему – в Приволжском, Северо-Кавказском, Центральном и Уральском федеральных округах. Наи-
большее значение (выше среднего по РФ) плотности ТКО – в Центральном, Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Следует отметить, что наибольшая плотность ТКО наблюдается в Успенском районе Краснодарского края, где для отходов от многоквартирного и частного жилого фонда она составляет 600 кг/м3. Отклонения от среднего значения в процентах представлены в табл. 2.

В свое время нормативы накопления ТБО были определены в Рекомендациях по выбору методов и организации удаления бытовых отходов, утвержденных начальником Главного управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза РСФСР В. М. Кузовчиковым 14.03.1985 и начальником Главного управления благоустройства Минжилкомхоза РСФСР Н. И. Кузнецовым 15.03.1985. В рекомендациях рассматривались вопросы выбора ме-
тодов и организации удаления ТКО из жилых домов, совершенствования работ, определены рациональные области применения различных систем сбора и удаления отходов, установлены взаимоотношения сторон и приведены ориентировочные нормы накопления ТКО, образующихся в жилых зданиях на 1 человека. До настоящего времени не существует другого официального документа, содержащего подобного рода информацию.

В данных рекомендациях указаны следующие ориентировочные нормативы накопления для жилого фонда (на 1 человека в год):

  • благоустроенный фонд без отбора пищевых отходов (что сейчас имеет место в благоустроенном фонде) – 225 кг/год, 1,07 м3/год при плотности 210 кг/м3;
  • частный сектор (жилищный фонд на правах личной собственности), что соответствует в нашем случае индивидуальному жилому строительству, – 700 кг/год, 2 м3/год при плотности 350 кг/м3.

Для сопоставления полученных данных по средним значениям нормативов накопления ТКО необходимо сосчитать среднее значение ориентировочного норматива накопления ТКО по всему жилому фонду: 462,5 кг/год, 1,535 м3/год и плотность 301,3 кг/м3. В табл. 3 представлено сравнение значений средних нормативов накопления ТКО.

Таким образом, нормативы накопления ТКО по массе уменьшились на 28,2 %, но по объему увеличились на 39,0 %, плотность отходов уменьшилась на 48,4 %, что подтверждает тенденцию XXI в. К увеличению объема ТКО и уменьшению их плотности. Как установленные в субъектах нормативы накопления отличаются от среднего по РФ, можно увидеть в табл. 4, в которой представлен процент отклонения от среднего значения нормативов накопления по РФ внутри каждого региона.

В Северо-Западном федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ наблюдаются в республике Коми (причем здесь установлены нормативы только в части объемов), Калининградской, Ленинградской, Псковской и Архангельской областях.

В Центральном федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ норматива накопления и в плюс и в минус наблюдаются в Ивановской, Курской, Тамбовской, Воронежской областях. В Приволжском федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ норматива накопления наблюдаются в республиках Марий Эл и Башкортостан, Чувашской республике, Пермском крае, Кировской и Оренбургской областях.

В Южном федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ норматива накопления наблюдаются в Краснодарском крае, Ростовской и Астраханской областях, в г. Севастополь. В Северо-Кавказском федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ норматива накопления в основном в плюс наблюдаются в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской (норматив установлен в части объемов ТКО) республиках и республике Северная Осетия – Алания. В Уральском федеральном округе наибольшие отклонения в отрицательную сторону наблюдаются в Челябинской и Тюменской и областях, в ХМАО-Югре – как в сторону плюс, так и минус.

В Сибирском федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ норматива накопления наблюдаются в республике Хакасия и Иркутской области.

В Дальневосточном федеральном округе наибольшие отклонения от среднего по РФ норматива накопления наблюдаются в Забайкальском, Камчатском краях, Еврейской автономной и Магаданской областях. По средним значениям нормативов накопления ТКО можно сделать следующие выводы:

  • наименьшие нормативы накопления ТКО установлены в Северо-Западном (285,7 кг/год и 1,911 м3/год) и Дальневосточном (299,8 кг/год и 1,83 м3/год) федеральных округах;
  • наибольшие нормативы накопления ТКО установлены в Северо-Кавказском федеральном округе (396,505 кг/год, 2,322 м3/год);
  • наибольшие отклонения от среднего значения по массе имеют место в Северо-Кавказском (+18,3 %) и Уральском (-17,8 %) федеральных округах;
  • наибольшие отклонения от среднего значения по объему – в Уральском (+6,8 %) и Дальневосточном (-16,4 %) федеральных округах;
  • наибольшие отклонения от среднего значения по плотности отходов – в Уральском (-21,0 %) и Сибирском (+17,4 %) федеральных округах.

Список литературы приведен на сайте www.solidwaste.ru

Е. М. Озерова, к. т. н., Н. А. Склярова, к. т. н., доцент,
Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга