ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ
0
Выбрано курсов:
0
Стоимость:
0 ₽

Новая победа над здравым смыслом

c93c22651011efbd2c86d79dab3edd71
Применение методик расчета выбросов, размещенных на сайте АО «НИИ Атмосфера», допускается только после включения их в перечень, который формирует и ведет Минприроды России. К каким последствиям это может привести, читайте в статье. В приложении – перечень методик, утвержденных федеральными органами исполнительной власти до 2009 года.

Согласно статье 22 Закона № 96-ФЗ1 юридические лица и ИП проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух инструментальными и расчетными методами. Относительно расчетных методов определено, что порядок их разработки и утверждения устанавливает Правительство РФ, а формирование и ведение перечня методик осуществляет Минприроды России.

Во исполнение требований Закона № 96-ФЗ постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 4222 (далее постановление № 422) утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – Правила). Согласно пункту 15 Правил применение методики расчета выбросов допускается после ее включения в перечень, которой ведет Минприроды России. При этом в постановлении № 422 упущено, что делать с государственными стандартами по методикам расчета выбросов, например с действующими ГОСТ 56163-20143 и ГОСТ Р 56164-2014.

Согласно постановлению № 422 применимость методики обосновывает разработчик путем подтверждения сопоставимости величин выбросов, полученных в результате применения методики, с величинами, полученными в результате измерений, которые выполняются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений аттестованными лабораториями. Расхождения не могут превышать 25%. Но все методики расчета выбросов реализуются в соответствующих программных продуктах, разработчики которых о подтверждении правильности результатов расчетов забыли.

Согласно пункту 2 приказа Минприроды России от 31.07.2018 № 3415 (далее – приказ № 341) методики расчета выбросов, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу постановления № 422 и применяемые для определения величин выбросов расчетными методами, включаются в перечень методик расчета выбросов на основании представленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений (в соответствии с пунктом 3 Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, далее – Порядок).

Здесь требуются комментарии. До 1 января 2009 года у федеральных органов исполнительной власти (Госкомэкологии России, Ростехнадзора, Минприроды России, Минтранса России) имелись полномочия для утверждения инструкций по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Всего федеральными органами исполнительной власти было утверждено 15 методик расчета выбросов от стационарных источников. Приложение № 54. Методики расчета выброса радиоактивных веществ автор не рассматривает.

Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 3416.

С 1 января 2009 года постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 10527 из полномочий Минприроды России (и других органов исполнительной власти) полномочие по разработке и утверждению инструкций по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, исключено. Соответственно после 1 января 2009 года методики расчета выбросов федеральные органы исполнительной власти не утверждали. Поэтому вызывает сомнение норма пункта 2 приказа № 341, что методики расчета выбросов от стационарных источников включаются в перечень методик на основании представленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений согласно пункту 3 Порядка.

Как видно из приложения, методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками были утверждены Минприроды России, Госкомэкологии России, Минтрансом России, Ростехнадзором. Между тем согласно пункту 2 приказа № 341 сведения о методиках должны быть представлены Росприроднадзором и Ростехнадзором.

Росприроднадзор никогда не обладал полномочиями по утверждению методик расчета выбросов, поэтому неясно, что он может представить в Минприроды России. Ликвидируя Госкомэкологию России, Правительство РФ не определило правопреемника, а следовательно, восемь методик, утвержденных Госкомэкологией, представлять в Минприроды России некому. Поскольку прошло 15–20 лет с момента утверждения методик уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, то собрать комплект документов согласно пункту 3 Порядка представляется за давностью лет маловероятным.

До выхода приказа № 341 вся страна пользовалась перечнем методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, размещенным на сайте АО «НИИ Атмосфера». На октябрь 2018 года этот перечень включал 144 методики, из них только 15 утверждены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Остальные 129 методик утверждены руководителями организаций, по заказу которых они были разработаны.

Применять методики, размещенные на сайте АО «НИИ Атмосфера», можно только после их включения в перечень методик расчета Минприроды России.

Согласно Правилам, утвержденным постановлением № 422, все 144 методики, размещенные на сайте АО «НИИ Атмосфера», допускаются к применению только после их включения в перечень методик расчета, который ведет Минприроды России. По мнению автора, никакие методики, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в перечень включены не будут.

Для 129 методик расчета выбросов, утвержденных руководителями предприятий, неясно, кто должен будет оплатить повторную разработку и оформление методик и как вернуть затраченные средства. Но даже если какое-то предприятие начнет дорабатывать методику расчета выбросов, то на это уйдет несколько месяцев. После представления в Минприроды России комплекта документов по методике начинают действовать сроки, установленные Порядком:

  • представленные материалы регистрируются в течение трех рабочих дней;
  • рассматриваются на комплектность в течение 15 рабочих дней;
  • проверяются на соответствие законодательству не более 60 рабочих дней.

Таким образом, заявитель получит решение о включении методики расчета выбросов в перечень не раньше чем через четыре месяца с момента обращения в Минприроды России. Сроки, определенные Порядком, непонятны. На практике регистрация материалов занимает несколько минут, а по Порядку – три рабочих дня. Проверка комплектности занимает 15–20 минут, а по Порядку – целых 15 рабочих дней. На проверку методики на соответствие законодательства работники Минприроды России отвели себе три месяца.

При такой интенсивности работы чиновников использование расчетов выбросов при проведении инвентаризации в ближайший год маловероятно. Фактически это означает отказ от использования расчетных методов для инвентаризации выбросов:

  • от неорганизованных источников;
  • от инфраструктуры транспортных объектов;
  • от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, материалов, отходов, открытых поверхностей испарения;
  • от карьеров добычи полезных ископаемых и открытых участков обработки полезных ископаемых.

Также это отказ от использования расчетных методов для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов. Для всех указанных источников выбросов использование инструментальных методов невозможно, а расчетные методы использовать до включения их в перечень методик нельзя.

Выводы

На длительный срок по воле Минприроды России, которое не установило переходный период, инвентаризация выбросов и разработка нормативов допустимых и временно разрешенных выбросов с использованием расчетных методов будут парализованы.

Н. Д. Сорокин, канд. физ.-мат. наук
ООО «Фирма «Интеграл»»